Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Шахматная жизнь в УПК

Дата: 1 декабря 2017 в 15:29
Автор: Пинчук И. В.

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и  эффективное средство их умственного развития.

      Шахматы - это древняя игра, которая способствует развитию интеллекта ребенка. Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые  необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.

       С медицинской точки зрения шахматы очень полезны. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Как говорил Александр Алехин: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”.

         Словом, польза от шахмат — огромная, а затраты на них — минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы.  Так как эта игра — своего рода уникальная, волшебная “таблетка”, которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением( а я работаю в коррекционной группе детей с проблемами зрения) и с хорошим.

   Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

       Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

  Психологи не раз проводили "чистые" эксперименты. У двух групп детей, примерно одинакового умственного и физического развития фиксировалась определённая единица мышления. С одной из групп проводили занятия шахматами, с другой - нет. По прошествии некоторого времени эту единицу мышления измеряли снова. У первой группы она оказывалась выше.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию  мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Оригинальную методику обучения шахматам детей 5-8 лет разработал И.Г. Сухин. Автор является сторонником развивающего направления в обучении шахматам. Он предлагает использовать в учебном процессе.задания на фрагментах шахматной доски, нестандартные дидактические игры, инсценировку авторских дидактических сказок («котята-хвастунишки», «шахматная беседка» ит.д.), детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры (по два занятия для каждой фигуры), преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур, неспешный подвод к шахматному термину мат и др. На первом году обучения при объяснении шахматного материала не используется шахматная нотация. Обучение,особенно на начальных этапах, ведетсяв развлекательной форме и насыщено сказочными не шахматным персонажами.И.Г.Сухиным рекомендуется последовательность уроков, в которой игра с полным комплектом фигур предусмотрена лишь с 29-го занятия . Таким образом, методика включает в себя развивающие задания, но, я считаю, познавательные возможности детей младшего школьного возраста в ней занижены и обучение не ведется на оптимальном для этого возраста уровне сложности.

Занятия по обучению игре в шахматы способствуют развитию всех каналов восприятия. Согласно психологическим исследованиям, каждый человек по-разному воспринимает и запоминает информацию, поступающую к нам из окружающего мира. Так, психологи выделяют три основных типа восприятия - зрительное, осязательное и слуховое. Людей с тем или иным типом восприятия называют визуалами, кинестетиками и аудиалами. У них свои особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь. Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия.. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.Именно обучение игре в шахматы естественным образом позволяют строить занятия так, чтобы каждый обучающийся мог видеть, слышать, чувствовать

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.